пока армия Саладина не разойдется сама по себе, так как она не смо­жет долгое время находиться в мобилизованном состоянии. Пред­ложение графа было принято. Однако ночью Ридфор пришел к ко­ролю: он подогрел недоверие Лузиньяна к «предателю» Раймунду и разбередил в нем тщеславие, убедив, что одна-единственная воен­ная победа позволит ему прочно сесть на своем троне. «Король не посмел спорить с магистром, так как любил его и боялся, ведь имен­но он возвел его на престол и к тому же отдал ему казну короля Анг­лии»192. Чтобы одержать победу, следовало совершить бросок и за­ставить Саладина снять осаду Тивериады.

Утром 3 июля удивленная армия получила приказ выступать. Це­лый день колонна людей и лошадей, умирающих от жажды и осы­паемых стрелами, безнадежно медленно тащилась под палящим солнцем по иссушенной пустыне. Изнывающие под тяжестью доспе­хов, которые нельзя было бросить, рыцари и пехотинцы были выну­ждены разбить лагерь на полпути, не успев даже добраться до источ­ников воды, расположенных недалеко от Кафр Хаттин, несмотря на то что маршрут был изменен по совету Раймунда Триполийского. На следующий день мучения продолжились. Конные лучники против­ника имели преимущество перед пешими франкскими стрелками. Туркополам, в основном состоявшим на службе в военных орденах, не удавалось их отогнать. Атаки тамплиеров, замыкавших колонну, без поддержки оставались безуспешными.

Непоправимое произошло, когда мусульмане, воспользовавшись неблагоприятным для латинян ветром, подожгли кустарник: пехотинщы разбежались, побросав оружие, чтобы сдаться или укрыться на вершине отрогов Хаттина. Оставшись без прикрытия, конница понесла огромные потери, лошади были перестреляны или изрубле­ны секирами. Спешившись, умирая от жажды и усталости, рыцари укрылись на вершине, рядом с королевским шатром, поставленным у «истинного креста», который христиане принесли с собой. Отча­янные атаки позволили нескольким рыцарям прорвать мусульманские ряды и спастись. В их числе был и Раймунд Триполийский, ос­тальные же попали в плен.

В руках Саладина оказалось, самое меньшее, пятнадцать тысяч человек, которым он уготовил разную участь: пехотинцев продали в рабство; Рено де Шатильон, «враг народа номер один», был казнен в присутствии султана — возможно, Саладин умертвил его собствен­ной рукой. Двести тридцать тамплиеров и госпитальеры, точное число которых нам неизвестно, были подвергнуты пыткам, по обы­чаю, впервые введенному в Баниасе в 1157 г. Но Саладин пощадил короля, баронов Святой земли и... Ридфора.

Позиция Саладина вызывает интерес. Вот как он обосновал казнь храмовников и госпитальеров: «Я хочу очистить землю от этих двух нечестивых орденов, чьи обычаи бесполезны, и которые никогда не отрекутся от своей враждебности и не сослужат никакой службы в рабстве». Мне кажется, что эти слова похожи на те, что сказал «Старец Горы», вождь сирийских ассассинов: он считал, что убивать магистров


назад далее

http://www.voscopran.ru антимикробная раневая повязка воскопран.

Навигация