Если сравнивать тамплиеров с госпитальерами, то о вторых отзывались ни лучше ни хуже, чем о первых. Марсельский трубадур Ростан Беренгье (XIV в.), протеже великого магистра госпитальеров Фулька де Вилларе, не испытывал особой нежности к ордену Храма: впрочем, он не мог удержаться и от того, чтобы «уколоть» и госпитальеров:

...скажите мне, почему папа терпит их, когда видит, как они неоднократно и потаенно растрачивают, не избегая бесчестья и преступлений, богатства, подаренные им Господом.

И поскольку они обладают ими, чтобы вернуть Гроб [Господень], а тратят их ради шумной мирской жизни, поскольку они обманывают народ при­творством, кое не угодно Господу, отчего-то они вместе с госпитальерами и пострадали так сильно, когда лживый народ турок овладел Иерусалимом и Акрой, поскольку они умеют ускользать не хуже, чем ястребы, то большая ошибка, как мне кажется, что от них не очистили мир.

Можно ли отличить, какая критика или похвала напрямую за­трагивают орден Храм? Одна ирландская поэма (Livre de Howth) раз­вивает тему развращенности богатством, из-за которого тамплиеры променяли добродетель на порок. Автор «Романа о Лисе» обраща­ется к одним тамплиерам с обвинением, которое часто адресовали крестоносцам, в измене и нежелании сражаться — а ведь Филипп де Нантей обвинял в том же оба ордена:

И скажу вам, что если бы тамплиеры

Нам помогли, а не завидовали

Мы бы уже захватили всю Сирию, Иерусалим и весь Египет.

Самая распространенная критика, которую, кажется, чаще всего адресовали тамплиерам, — скаредность в раздаче милостыни. Иоанн Вюрцбургский уже упрекал в этом тамплиеров в середине XII в. Не­которые свидетели вспомнят о черте тамплиеров во время процесса в Англии и Шотландии. Было ли это обвинение безосновательно, как то уверял А. Дж. Форей? Нельзя быть в этом уверенным пол­ностью. Благотворительность, как мы знаем, не входила в задачи ор­дена. Но на Западе некоторые поступки тамплиеров были близки к тому, что делали госпитальеры; вполне можно проводить сравне­ние. Но даже если несправедливо упрекать в этом рыцарей Храма, нет сомнений, что тамплиеры придавали куда меньшее значение ми­лостыне, заботам о больных, приюту скитальцев.

Что касается нравов и поведения тамплиеров, то о них сохранилось несколько поговорок: «Не верьте поцелую храмовника», «Пить как там­плиер». В какой момент они появились? Откуда? Где они были рас­пространены? Здесь требуется провести тщательное исследование, поскольку в этой области, как и во многих других, безапелляцион­ное утверждение не является неопровержимым доказательством.

Самый яростным хулителем ордена Храма был английский исто­рик Матвей Парижский. Этот сторонник Фридриха II, враждебно настроенный к папской власти, обличал «тех, кто жиреет от столь­ких доходов, предназначенных на борьбу с сарацинами, и нечестиво обращает свои силы против христиан, против своих братьев»; и еще: «Они предают нас словно волки под овечьей шкурой... ведь иначе са­рацины давным-давно были бы разбиты...».


назад далее
Навигация