историю о том, как «один тамплиер,
сраженный смертельным недугом в гостях у своей сестры, запретил ей под каким бы
то ни было предлогом обнажать его тело после смерти. Однако любопытная сестра,
надеясь, что обнаружит на теле брата некий знак особой святости, обнажила его и
действительно обнаружила… изображение распятого Христа прямо на ягодице, совсем
рядом с задним проходом». Что же касается неверия тамплиеров в Святые таинства,
то Томас де Редемер слышал от некоего Реджинальда де Брайбофа, доминиканца, что
один тамплиер, недавно скончавшийся в Линкольне, во время причастия «получив
гостию из руки священника, сохранил облатку во рту нетронутой, а когда вышел из
церкви, выплюнул ее в отхожее место». Подобным же образом «доказывались» и
другие статьи обвинения. По поводу непристойных поцелуев некто Ричард Берард
сообщил, например, что еще лет 25 назад слышал, как один госпитальер, поспорив
с тамплиерами, обозвал их «целовалыциками задниц». А по поводу склонности к
гомосексуализму лондонский нотариус Роберт де Дорчерер заявил, что Ги де
Фореста, магистр Англии, «пожелал обладать им с целью свершения греха содомии,
однако же ему удалось бежать». Святые отцы, разумеется, прекрасно сознавали,
что им подсовывают всего лишь весьма облегченный и значительно укороченный
вариант материалов следствия; при этом известно, что полные протоколы допросов
свидетелей в различных странах были доступны для изучения, стоило только их
затребовать12. Хотя понятно и то, что в отведенное время внимательное чтение
протоколов было вряд ли возможно.
Помимо выжимок из материалов следствия, которым папа снабдил
участников Собора, он предложил прелатам также выразить свое личное отношение к
делу в письменном виде — примерно так, как это сделал папа Григорий X на
последнем Вселенском соборе в Лионе в 1274 г. Сохранились лишь два из подобных
письменных отзывов; они написаны Жаком Дюэзом, епископом Авиньона, затем
сменившим Климента V на посту папы и ставшим в 1316 г. папой Иоанном XXII, и
Гийомом Ле Мэром, престарелым епископом Анжера. Жак Дюэз написал, что, как ему
представляется, свидетельских показаний более чем достаточно для вынесения
окончательного приговора, и если будет принято решение распустить орден, то
папа должен сделать это своей властью суверенного понтифика. Тон этого отзыва
явственно свидетельствует о желании епископа Авиньона осудить орден и
распустить его; он даже заявляет, что ликвидация ордена не нанесет сколько-нибудь
серьезного урона вере, поскольку тамплиеры от нее отступились и, предавшись
гордыне и стяжательству, сами спровоцировали ненависть к ордену. Папа,
разумеется, должен испросить согласия у членов высокого собрания, запрещая
орден, хотя бы из вежливости, но на самом деле он вполне вправе распустить
орден своей властью13.
Гийом Ле Мэр еще более открыто выразил свое враждебное
отношение к тамплиерам. Кое-кто утверждает, пишет он, «что ордену
необходимо предоставить
назад
далее