Что, естественно,
привело к конфликту с папами, которые отстаивали свои права на том основании,
что они являются наместниками Бога на земле, а потому именно им принадлежит
престол св. Петра в Риме. Этот конфликт еще усилился во время правления
Фридриха II, являвшегося не только германским императором, но и королем
Сицилии. Если бы его попытки завоевать Ломбардию и Тоскану увенчались успехом,
владения папы оказались бы окружены со всех сторон, и великие претензии папства
свелись бы к пустой формальности. Именно для того, чтобы избежать подобного
«урезывания» своей независимости, папы в XIII в. вели борьбу с Гогенштауфенами
и добились их поражения. После смерти Фридриха II в 1250 г. папство отыскало
себе защитника в лице Карла Анжуйского, брата французского короля Людовика IX,
который при поддержке папства разгромил последних Гогенштауфенов и стал королем
Сицилии. Однако же и он представлял не меньшую угрозу папской независимости; в
1281 г. он добился избрания французского папы Мартина IV, который стал по сути
дела его марионеткой. В 1282 г. в результате народного восстания в Сицилии
«Сицилийская вечеря (вечерня)» контроль над островом получили короли Арагона.
Папство случайно избежало новой угрозы, однако престижу его был нанесен
достаточно жестокий удар, столь сильны были связи папства с Анжуйской
династией. И впоследствии папам немало времени, сил и средств пришлось
потратить на тщетные попытки вновь захватить господство на Сицилии.
Эти события высвечивают основную дилемму реформированного
папства: желаемые преобразования не могли быть полностью осуществлены без
определенных финансовых, юридических и военных средств, однако усиливавшееся
сопротивление светских властей заставляло бросать почти все эти средства на
борьбу с ним, так что папам стало не до реформ. В течение XIII в. папство
централизовало свои органы управления: все чаще и чаще подавались прошения в
папские суды, все большая часть пожертвований шла на нужды папства, все больше
денег собиралось с белого духовенства, упорно сопротивлявшегося этому и не
желавшего финансировать проекты папы. Значительно чаще, чем когда-либо
прежде, папству приходилось подкреплять свои указы, пуская в ход именно
«духовное» оружие. Это стало настолько привычным, что даже отлучение от церкви
не воспринималось больше как тяжкое наказание, тогда как в первые годы реформы
оно весьма эффективно служило карательным целям. Вдохновенное правление Урбана
II сменилось политическим фанатизмом и законодательным зудом Иннокентия IV.
В XIII в. папству пришлось столкнуться и с ростом ересей. В
раннем средневековье различные отклонения от истинной веры были еще
незначительны, и ни одна из ересей не сумела охватить сколько-нибудь
значительное количество людей, однако с конца XII в. папство вынуждено было
признать факт необычайного распространения еретических учений в самых различных
слоях общества
назад
далее