В народе росло разочарование всем движением крестоносцев; бесконечная
череда поражений вызывала у многих сомнения в целесообразности крестовых
походов, ибо даже Людовику Святому не удалось завершить свой поход победой.
Похоже, сам Господь не желал более покровительствовать своему воинству;
возможно, следовало просто прекратить военные действия и сесть за стол
переговоров. Более того, слишком часто в XIII в. крестовые походы служили узким
политическим целям, в частности, интересам папства, особенно папы Иннокентия IV
(прав. 1243-1254). С определенной точки зрения, крестовые походы в начале
XII в. были порождением экспансионистской политики всего западного общества в
целом, тогда еще довольно разрозненного, свободного от прочных политических
связей. Однако ко второй половине XIII в. уже вполне были различимы первые признаки
экономического упадка, которым отмечен весь XIV в. Неудивительно, что на тех,
кто был связан с движением крестоносцев, обращался и гнев — следствие
гаснувшего энтузиазма — и именно они становились теми «козлами отпущения»,
которых можно было винить во всех неудачах. Впоследствии главной жертвой
растущего недовольства предстояло стать папству, однако же сиюминутный гнев
выплескивался на его любимое детище — духовно-рыцарские ордены, чей
raison d'etre Смысл существования (фр.)., собственно, целиком был связан с
крестовыми походами, лишившимися теперь всякой поддержки, и с Иерусалимским
королевством, которого больше не существовало. Однако движение отнюдь не
«скончалось в одночасье». Лионский собор 1274г. был созван папой Григорием X
главным образом для того, чтобы выработать реальный план очередного крестового
похода, что встретило, впрочем, весьма слабую поддержку; даже Гийом де Боже,
великий магистр ордена тамплиеров, не был готов посвятить себя этой идее, а
один из членов ордена, присутствовавших на Соборе, сравнил крестовые походы с
«моськой, лающей на слона».
И тем не менее, хотя в 1291 г. движению крестоносцев
оказывалось весьма мало практической помощи, нельзя не заметить, что
современники отнюдь не считали неудачи этого года решающими, поворотными, как
это теперь видится нам из дали времен. Климент V, ставший папой в ноябре
1305г., решительно намеревался предпринять еще один великий крестовый поход. В
июне 1306 г. он призвал Фулька де Вилларе из ордена госпитальеров и Жака де
Моле из ордена тамплиеров на Собор в Пуатье и велел им готовиться к походу. Жак
де Моле отправился во Францию в сопровождении Рэмбо де Карона, приора Кипра,
который, как можно предположить, лучше разбирался в сложившейся ситуации, и
небольшого отряда рыцарей. Де Моле явно не собирался оставаться во Франции
навсегда, ибо остальные руководители ордена находились на Кипре, как и большая
часть денежных средств41. Великий магистр прибыл во Францию в конце 1306 г. или
в начале 1307 г. и, видимо, прежде всего посетил в Пуатье папу. К июню 1307 г.
де Моле добрался до Парижа, где состоялось общее собрание братства.
назад
далее