теперь,
похоже, совсем сбросил деятельность комиссии со счетов, ибо архиепископ
Нарбонский на ее заседаниях отсутствовал, будучи в отъезде по какому-то
поручению Филиппа IV и ограничившись извинениями по поводу своей неявки. Жан де
Мантуя был болен. Остальные члены комиссии отслужили мессу в церкви св. Марии и
стали ждать. Вскоре они узнали, что эта новая отсрочка произошла «по причине
паводков, дурной погоды и прочих препятствий, а также из-за нехватки
времени на подготовку». В четверг 5 февраля члены комиссии приказали Воэ и
Жанвилю доставить в Париж нескольких тамплиеров из диоцеза Макона, поскольку,
как стало известно, эти люди выражали желание защищать орден, и на следующий
день перед комиссией предстали 16 свидетелей. Вскоре стало ясно, что за время
перерыва в слушаниях произошли радикальные изменения в настроениях и состоянии умов
арестованных тамплиеров: осторожные опровержения виновности ордена, сделанные
Понсаром де Жизи, сменились недвусмысленной готовностью защищать братство —
причем среди значительной части рядовых членов ордена. Большинство тамплиеров
связывали теперь свои основные надежды именно с возможностью выступить перед
папской комиссией; не исключено, что эту идею им подали Рено де Про-вен и
Пьер де Болонья, чьи имена называл Понсар де Жизи. 5 февраля все эти тамплиеры,
кроме одного (из 16), заявили, что готовы защищать орден, причем некоторые
пояснили, что не собираются перечислять ни его прегрешения, ни дурных людей в
его рядах, даже если таковые и существуют, тогда как другие утверждали, что
вообще ничего дурного в деятельности ордена не видят. Только Жерар де Лорин не
выразил готовности защищать орден, «поскольку он очень плох и в деятельности
его много дурных сторон»15. В последующие дни число защитников ордена все
возрастало; Понсар де Жизи 20 февраля также вновь заявил о своей готовности
выступить в его защиту.
Февраль 1610 г. был вообще удачным месяцем для тамплиеров.
Между 7 и 27 февраля (то была пятница) множество тамплиеров по всему
королевству присоединились к первоначальной группе из 15 защитников. Ламбер де
Кормей, брат-служитель, заявил, что не знает, как защищать орден,
поскольку он не слишком образованный клирик, однако же непременно выступит на
его защиту и будет это делать, пока у него хватит сил и пока злопыхатели
продолжают свои клеветнические нападки. Жан де Щам намеревался защищать орден
«до своего смертного часа». Бертран де Сен-Поль заявил, «что он никогда
не признавался и не признается в тех грехах, которые приписываются ордену,
поскольку все это ложь и клевета, и Господь поистине сотворит чудо, если тело
Христово будет им явлено, и те, кто признал свою вину, и те, кто их обвинял,
примут Его все вместе». Кое-кто заявил о своем незнании способов защиты,
но выразил готовность защищать орден, как умеет; другие рассказывали о пытках и
страхе смерти; многие просили исповеди и святого причастия, поскольку были
добрыми христианами. Некоторые
назад
далее