совершенно не годились для своих постов, именно эту ситуацию и
задумали изменить реформаторы во главе со Львом IX (1049-1054) и
Григорием VII (1073-1085). Они надеялись освободить церковь от светского
влияния и осуществить ее духовную реформацию, а также — через духовенство —
поставить весь христианский мир под водительство папы. Они провозгласили
единство христианского мира, где папа является верховным владыкой, получившим
свою власть непосредственно от Бога, и потому все светские монархи обязаны ему
подчиняться. С этого времени все папы после Григория VII боролись за достижение
этого идеала. И хотя нечего было и ожидать, что светские правители уступят свои
(уже прочные) позиции без боя, однако в XII в. папство было куда могущественнее
светских владык и значительно лучше оснащено как в интеллектуальном плане, так
и в искусстве управления и весьма успешно воплощало в жизнь свои планы.
Особенно результативным оказалось систематическое применение папством римского
канонического права; это началось в середине XII в. в результате развития школы
канонического права в Болонском университете. Это было могущественное оружие.
Папство получило важное преимущество в борьбе со светскими соперниками: теперь
административный аппарат папы являл собой весьма опытных и грамотных юристов,
способных с помощью канонического права применять теорию папского управления на
практике. Светские же правители пока что были относительно слабы, их
административные органы крайне примитивны, а контроль над землями, которыми они
номинально управляли, осуществлялся не везде и не всегда в равной степени, так
что их правление зачастую воспринималось как нечто весьма неопределенное.
Реформаторам удалось создать новый моральный кодекс для белого духовенства, а
также повсеместно назначить своих представителей на высшие церковные должности.
Более того, светские правители большинства государств оказали весьма незначительное
сопротивление претензиям папы на верховную власть; лишь германские императоры
пытались яростно оспаривать это, однако же и они в итоге никак не удовлетворили
своих амбиций.
Однако с начала XIII в. ситуация начала меняться. Для
большинства правителей, обладавших сколько-нибудь значимым весом, альянс
с высшими церковными кругами зачастую был вопросом компромисса между королем,
папой и местными сеньорами. Но что еще более важно, сам принцип главенства
папы, в общем-то, всегда оспаривался правителями светскими. Папа
Александр III и император Фридрих Барбаросса вели друг с другом ожесточенную
борьбу, а после смерти Иннокентия III в 1216 г. папству пришлось вступить в еще
более жестокий конфликт — с внуком Барбароссы, Фридрихом П. Гогенштауфены
видели себя преемниками Каролингов и самой Римской империи, что полностью
противоречило устремлениям папы. Это идейное несогласие усиливалось и
территориальными претензиями. Гогенштауфены претендовали на господство в Италии
и мечтали, в качестве наследников Августа, править Римом
назад
далее