Но часть земель этой бесконечности была недоступна обитателям земель, названными существами населенных, и они говорили, что на землях далеких, разнообразными огнями сияющих, живут ими непостижимые, обладающие несравненно большим количеством чувств существа. Обитатели светлых земель хотели точно знать, существует или не существует Элоим или Элоимы. Как-то раз начался между ними великий разговор.
Вот говорит двухмерное существо и все слушают:
Говорят существа, могущие жить в настоящем, прошлом и будущем: «Мы живем в будущем, в прошлом и в настоящем, и всегда до нас доносится что-то, Его существование для нас ясным делающее. Но, конечно, Он — непостижим для нас, и кажется не-сущим Он, без сомнения, сущий».
«Да, ты прав. Он, конечно, ничто для нас и, вместе с тем, Он — все. Ничто, потому что ничтожнейшей доли Его мы не понимаем; все — потому что сила Его безгранична».
Говорят несколько, в разное время живущих: «Он — тьма, Он — мгла, Он — вихрь. Всячески назвать Его можно, ибо Он — все существующее и существовавшее, и то, что будет существовать».
Другие, в разное время живущие: «Да, вы правы. Но Он — свет, сияние, спокойствие, все».
Те и другие, разновременно живущие, вместе: «Он — все, в котором ничто; Он — ничто, в котором все. Он — то и другое вместе».
Существо, пятым своим чувством огонь имеющее: «Было бы ужасно, если бы все, что было, вновь в тех же формах жизни появлялось. Мы думаем, что так не происходит: жизнь всегда меняется. Все и, главное, всегда меняется, и если повторяется, то лишь потому, что мы не замечаем, зачастую, незаметных изменений. А если все меняется, то чем отличается от всего Бог? Ясно, тем, что Он не меняется, и в этом Его отличие от всего. Все же сущее, меняясь, поднимается к несказанно Высокому, к неизмеримо Великому и сольется с Ним, сохраняя сознание свое и сверкая великой радостью, благодаря слиянию этому».
назад далее