Нирваниды

За круглым столом собрались шесть Нирванид. «Надо выяснить кто Он, Великий, а то — что же это? Обыкновенные люди и те поняли кое-что, и их слова, хотя в другом смысле повторить можно…»

Говорят нирваниды одна за другой.

«Он везде сущий».

«Да, это значит — во всем проявляется. Но это не значит, что Он и я — одно, что Он всецело в инфузории земли, что Он — инфузория».

«Не значит, что Он хотя бы частью Своей малейшей в этой инфузории. В ней нет Его. Ergo — Он не вездесущ. Нет Его в ужасных чудовищах, глупых, злобных, нелепых порождениях той слепой силы, которая природой называется».

«Если бы Он был везде — все Им было бы. В Нем было бы и плохое и хорошее. Тогда верны дикие представления о Нем тех людей, для которых Он — добро и зло одновременно, доброе и злое начало вместе; Он был бы подобен человеку, этой маленькой бактерии».

«Не проще ли признать, что Он не вездесущ, а есть лишь там, где хочет быть?»

«По-моему Он — комар… Как? Да так: у Него маленькое туловище, шесть ножек, два прозрачных крылышка, хоботок… Да ведь вы знаете комара земли… Бог — комар».

«Какая неудачная шутка: при чем тут Бог? Бог всемогущ».

«Однако Он никогда не обращал нас в бактерий земли!»

«Мог бы, но не захотел… Ах, я не знаю, быть может, Он не мог бы захотеть обратить нас в бактерии… Значит, в каком-то нам неведомом смысле, Он не всемогущ!»

«Мне кажется, Он не всемогущ, так как ясно — Он не может уничтожить сам себя, кем бы и, вместе с тем, чем бы Он ни был. Ведь Он — вечен, иначе Он не был бы Богом».

«Одно из двух: или Он может исчезнуть, или нет. Если может исчезнуть, то Он не Бог, ибо только тварь, хотя бы нашим мозгом, нашей фантазией созданная, не вечна. Если не может исчезнуть, то какой же Он всемогущий?»

«По-моему, Он — комар. У Него маленькое туловище, шесть ножек, два прозрачных крылышка, хоботок..».

«К чему продолжать неудавшуюся шутку? Он всезнающий!»

«Как это — „всезнающий“ и не вмешивается в борьбу со злом? Мыслимо ли это для всезнающего? Ведь мы, несовершенные, и то бросаемся в эту борьбу, редко отдыхая от нее. Если допускается зло грязное, если Он не сжег его Своим дуновением, значит, Он не знает зла так, как его сотворенные знают. Значит, Он не всезнающий».

«Вообще, Ему нельзя приписывать какое-либо свойство абсолютное, в том числе и всезнание. У Него непостижимое, свое знание, которое мы напрасно называем этим словом и которое резко от нашего знания не только качественно, но и количественно отличается».

«Наше знание для Него — нелепость, ноль, как и для нас нелепость и ноль знание бактерии земли».

«Как бы ни было безгранично велико у Него то, что мы Его знанием называем, все-таки надо определить, что нам называть „знанием Бога“».

«Вы уклонились от темы… А что такое Бог?.. Я скажу: Он — комар. У Него маленькое туловище, шесть ножек, два прозрачных крылышка, хоботок. Да ведь вы знаете комара земли. Бог — комар!»

«Ах! Зачем ты повторяешь все то же! Он — Великий. А как ни мало понятны нам Его свойства, во всяком случае — Он всеблаг. Взгляни как всюду живут и радуются жизни и в верхах и в низах».


назад далее
Навигация