В Клермоне же
папа высказался еще более откровенно: «И вправду есть настоятельная нужда в
том, чтобы вы поспешили отправиться на помощь вашим братьям, живущим на Востоке
и имеющим великую потребность в поддержке, которую вы столько раз во
всеуслышание им обещали. Турки и арабы, как, несомненно, многие из вас слышали,
устремились против них, вторглись в пределы Романии, до того самого места в
Средиземноморье, которое именуется проливом Святого Георгия, все больше и
больше расширяя свои завоевания в землях христиан…» (Фульхерий Шартрский. История
Крестовых походов). Здесь, в исходной точке Крестового похода, на самом высоком
уровне речь шла об отвоевании земель, некогда принадлежавших византийскому
императору и завоеванных мусульманами, земель, под коими подразумевались Святые
места. Однако само собой выходило так, что большинство крестоносцев и не
подозревали о существовании византийского императора, подчиняясь действию лишь
одного побудительного мотива: отвоевать Иерусалим, помолиться у Гроба Господня,
пройти босыми ногами путь Христа на Голгофу. Ибо в конечном итоге все
перечисленные выше основания не должны приводить к забвению той истины, что
главной движущей силой Крестового похода оставалась вера. Вера столь живая и
действенная, что в момент оглашения римским понтификом своего патетического
воззвания она обратила мирных прихожан в воинов Христовых, смиренных,
миролюбивых пилигримов — в пилигримов воинствующих. Воспламеняя сердца, она
вдруг сделалась динамичной и воинственной, увлекая за собой в дальний путь
бесчисленные толпы. По правде говоря, это стихийное воспламенение сердец стало
возможным потому, что идея Крестового похода уже витала в воздухе. Европа,
выходившая из состояния анархии, продолжавшейся целые века, начинала осознавать
собственную силу и, как обычно бывает в подобных случаях, испытывала
потребность в экспансии. Чем истреблять друг друга в конфликтах из-за ничтожных
территорий, лучше раздвинуть границы, выплеснуть наружу столько нерастраченных
сил! Тексты свидетельствуют, что в то время рассматривался и этот аспект
вопроса. Отправляя воинственное мелкое дворянство и авантюристов всех мастей
сражаться за Святую Землю, очищали общество; и вместе с тем Христову воинству
предоставлялась возможность для искупления собственных грехов и даже для
обретения райского блаженства — вдвойне выгодное предприятие.
назад далее
Была и другая разновидность крестоносцев, достаточно своеобразная для того, чтобы уделить ей особое внимание: итальянские судовладельцы и крупные торговцы, венецианцы, генуэзцы и пизанцы, падкие на всякого рода наживу, не ведавшие угрызений совести и усматривавшие в Крестовом походе лишь нежданную возможность для проникновения на рынки Востока, для учреждения доходных филиалов и, наконец, для обеспечения себя морскими гаванями
назад далее
Навигация