Он
состоит из четырех хронологически отдаленных друг от друга частей: «Первоначальный
Устав» , одобренный собором в Труа в 1128 году, и его перевод на
французский язык, выполненный около 1140 года и включающий в себя несколько
вариантов; «Дополнения» , представляющие собой сборник правил и обычаев
Ордена (около 1165 года); «Иерархические статуты», регулировавшие
главным образом церемонии (1230–1240); наконец, «Уложения» , посвященные
дисциплине (проступкам, мерам наказания, примерам из судебной практики) и
обычно датируемые 1257–1267 годами. Как уже отмечалось выше, «Дополнения»,
«Статуты» и «Уложения» включают в себя элементы «Первоначального
Устава» . Они его развивают, комментируют и даже модифицируют с очевидным
намерением адаптировать к изменившейся обстановке, дабы повысить эффективность
его применения. При этом остается неизменным, за редкими исключениями, дух
Устава. Все перечисленные документы в совокупности образуют настоящий кодекс,
но только обычного права, можно сказать, не застывшего в абстрактных
формулировках, а, напротив, пребывающего в состоянии непрерывной эволюции,
толкового и живого. Ибо храмовники, кажущиеся немного «Дон Кихотами Христа»
из-за избытка собственной мечты, сохранили практический ум, умели в то же время
быть и организаторами, не имевшими себе равных. Их величие и основывалось,
несомненно, на дуализме: монахи, но вместе с тем и солдаты, герои, но и
расчетливые люди, мученики за веру, но и арендаторы и т. д. Эту
двойственность, возможно, отражает рисунок орденской печати, где изображены два
рыцаря, в шлемах и с копьями наперевес, на одной лошади: духовный и мирянин, добытчик
и Божий простец верхом на одном коне, в сущности, ведущие одну и ту же борьбу,
но разными средствами, преследующие одну и ту же цель и под тем же самым
девизом: «Non nobis, Domine, non nobis, sed tuo nomini da gloriam!» («Не
нам, Господи, не нам, но имени твоему ниспошли славу!»).
назад далее
назад далее
Навигация