Ведь
белый — цвет невинности и целомудрия, бодрости духа и телесного здоровья! Это
формальное отличие требовалось, чтобы отделить рыцарей-хозяев от оруженосцев и
служителей, которых принимали на работу временно, «из милости», которые иногда
оказывались женатыми людьми и могли причинить вред репутации Ордена тамплиеров,
надев белые одежды. Очень вероятно, что это различие было введено Гуго де
Пайеном в ответ на некоторые злоупотребления. В остальном Устав рекомендовал
придерживаться скромности, в облачении тамплиеров не должно было быть никаких
излишеств: им не дозволялось носить башмаки «с клювом» (с острым, загнутым
кверху носком) и любой мех, кроме овчины. Никакого стремления к элегантности, этому
источнику гордыни: следовало коротко стричь волосы и отпускать длинную бороду.
Оружие и сбруя должны были быть добротными, но без всяких украшений. По одежде
магистр ничем не отличался от остальной братии.
Дисциплина, и религиозная и военная, была очень суровая, что
являлось принципом и особым отличительным признаком Ордена. Пищу следовало
принимать в молчании и вдвоем из одной чашки — в знак смирения. Но пищевой
рацион учитывал и тот факт, что тамплиеры являлись воинами, вследствие чего
посты, практиковавшиеся в других монастырях, здесь были ограничены. С той же
целью Устав не советовал братии стоять во время церковной службы — им следовало
беречь свои силы для дозоров и битв.
В общем, Устав 1128 года был попыткой соединения обычаев,
бытовавших в Ордене тамплиеров в течение первых девяти лет его существования, с
Уставом Ордена святого Бенедикта. Он немного расширил первоначальное уложение,
официально учредив братство тамплиеров, утвердил за ним право взимать десятины
и иметь в собственности не только домены, но и фьефы — в соответствии с
феодальной системой.
назад
далее