Как известно, тамплиеры имели собственный флот. Он в основном состоял из грузовых кораблей и предназначался для перевозки продовольствия, скота и лошадей вдоль побережья Средиземного моря или по большим европейским рекам. На кораблях могли доставлять также членов Ордена, паломников или крестоносцев, что обеспечивало тамплиерам значительную независимость в отношениях с итальянскими приморскими республиками и Ганзейскими городами (торговый союз, заключенный в XII в. между городами Северной Европы).
Другими важными источниками доходов были разрешения на использование монопольных прав (например, на помол зерна) и право получения некоторых сборов (таможенная пошлина на товары потребления); налоги на наследование феодов (во Фландрии); взносы «братьев Храма» (светских людей обоих полов, входивших в братства, связанные с Орденом и пользовавшиеся, наряду с ним, определенными привилегиями, такими, как, например, независимость от юрисдикции епископств; десятина (часть налогов, предназначенных для Церкви, которые передавались тамплиерам как защитникам христианства); сбор милостыни (с правом собирать в церквах один раз в году).
Флорентийский флорин и венецианский дукат. Предприимчивость и авторитет итальянских торговцев (благодаря чистоте сплава и точности веса, этими монетами можно было расплачиваться по всей Европе) способствовали тому, что они установили выгодные торговые отношения с не менее предприимчивыми тамплиерами.
Кроме того, были еще и подати, которые на Востоке платили мусульманские правители, питавшие к тамплиерам большее уважение, чем к любым другим организациям европейцев, опираясь на соглашения об отказе от враждебных действий, а также подати от «ассассинов».
Опыт, накопленный тамплиерами в управлении денежными средствами, не только быстро превратил их в надежных хранителей денежных вкладов и имущества других людей (причем они гарантировали их защиту и сохранность, например, в случае длительного отсутствия хозяина), но и позволил перейти к осуществлению целого ряда операций «банковского» типа, решительно выйдя на самые передовые позиции своего времени (см
назад далее