Взлет
В 1127 г. Гуго де Пейнс решил вновь вернуться к задаче военного обустройства христианской Палестины, но эта идея, во время его пребывания на Святой земле, не получила широкой поддержки, и многие из его первых приверженцев от этой мысли отказались. Поэтому он отправился в Сирию и Европу (Францию и Англию), чтобы заручиться согласием и получить помощь и финансовую поддержку. Основатель Ордена тамплиеров в этой «пропагандистской» поездке выступал также от имени короля Иерусалима Балдуина II, который оплачивал его расходы.
На следующий год в связи с созывом Собора в Труа, который официально утвердил создание Ордена тамплиеров, Гуго де Пейнс мог рассчитывать на полную поддержку св. Бернара, которому Гуго, по всей вероятности, мог показать рекомендательное письмо самого Балдуина II. Участие влиятельного аббата из Клерво, который играл такую важную роль в истории Церкви, что его называли «некоронованным властелином Европы», оказалось решающим для разрешения теологических противоречий, когда речь зашла о позволении монарху проливать кровь, даже если это кровь неверующих.
Впоследствии Иннокентий II (1130-1143), который был обязан св. Бернару своим избранием на Папский престол (на собрании синода в Этампе в 1130 г. будущий святой не только подчеркнул хронологическую первоочередность этого избрания по сравнению с Анаклетом II, но и утверждал, что законно избранный Папа был достойнее, чем его соперник), предоставил тамплиерам в 1139 г. целый ряд важных привилегий. Наконец, Евгений III в 1147 г. разрешил тамплиерам (которые уже носили белые плащи) добавить к нему красный крест. Тамплиеры также приняли девиз для своего Ордена, который выражал смысл его существования: Non Nobis Domine, sed Nomini tuo da gloriam («Не нам, Господи, не нам, но во имя вящей славы имени Твоего».
Напутствие Собора в Труа при рассмотрении заключительного документа, который является началом Устава тамплиеров
1. Мы обращаемся ко всем, кто презрел личные интересы и стремится с чистой душой посвятить себя служению высшему и истинному царю, кто страстно и безоговорочно желает облачиться в благородные доспехи послушания и сделать его действенным своим радением. Мы также призываем всех, кто до сих пор сражался как светские рыцари, не во имя Христа, а только ради людского воздаяния, без колебания и навеки вступить в ряды тех, кого Бог, благодаря своему извечному милосердию, избрал среди массы, коей уготована погибель, и поставил их на защиту святой Церкви.
назад далее