Святая земля после Первого крестового похода

Оставив в стороне идеалы и последующую литературную идеализацию Крестовых походов, исторические документы свидетельствуют о насилии, массовых бойнях и произволе, чинимых христианами в стремлении к наживе и богатству. И это при том, что папа Гонорий II — инициатор Первого крестового похода — решительно отказывал в отпущении грехов тому, кто имел хотя бы малейшие корыстные намерения перед отправкой в Палестину (см. с. 10). Не остались в стороне и итальянские приморские республики: Пиза, Генуя и Венеция, которые, хотя и не принимали участия в прямом насилии, получили значительные торговые выгоды, так как с самого начала предоставили в распоряжение крестоносцев свой флот. Им были отведены «товарные склады» в различных портах, которые они превратили в «кварталы», а затем — в самые настоящие «колонии», где итальянцы пользовались полной свободой действий, вплоть до применения своего законодательства и размещения собственных военных гарнизонов.

Так случилось, что после падения Иерусалима и возвращения на родину большей части крестоносцев немногочисленное вооруженное ядро крестоносцев, оставшихся на Востоке, практически оказалось в осаде на территориях, захваченных мусульманами. Теперь «неверные» не были предрасположены относиться к ним с той же терпимостью, с какой они обычно обращались к христианским общинам до этого страшного столкновения.


Готфрид Бульонский отправляется в Первый крестовый поход. Граф Нижней Лотарингии, независимо от двигавших им причин, был увековечен как образцовый крестоносец в поэме Освобожденный Иерусалим Торквато Тассо (1544-1595).

Дороги к Святым местам Палестины находились под постоянной угрозой набегов, в результате чего подвергались опасности жизнь и имущество паломников из Европы, поток которых увеличился после успешного крестового похода. Следует помнить, что на землях, завоеванных христианами, не было создано прочной и эффективной структуры государственной власти, скорее это была сеть с крупными ячейками, а крепости, в которых находились небольшие воинские отряды, были разбросаны на враждебной территории. Особенно опасности подвергались паломники, которые не могли без сопровождения проехать по дороге от порта Яффа до Иерусалима, от Иерусалима до Хеврона (где находились «могилы Патриархов») и дальше, через Вифлеем, в Галилею, до Назарета, где прошли детские годы Христа.


назад далее