оказался настолько же разорительным в плане потерь человеческих жизней и материальных средств, насколько и бесполезным, прежде всего из-за неудачной осады христианскими войсками Дамаска (июль 1148 г.). Тамплиеры, во всяком случае, прославились тем, что спасли от разгрома войско под предводительством Людовика VII, подвергшееся неожиданному нападению вблизи горного ущелья (6 января 1148 г.). Несмотря на приказ, авангард опрометчиво продолжал двигаться вперед, преодолевая узкие проходы между горами, которые образовывали узкую «горловину», в результате чего турки и византийцы, выступившие в союзе, несмотря на религиозные различия, смогли атаковать главные силы армии. Необходимо отметить, что помимо тамплиеров в этой обстановке важную роль сыграло и стратегическое мастерство французского короля, которому по крайней мере удалось избежать катастрофы, постигшей несколько месяцев до этого армию под командованием Конрада III, когда обманутый византийскими проводниками император стал свидетелем ее практически полного уничтожения.


Св. Бернар (гравюра 1495 г.). Святой сыграл решающую роль в становлении тамплиеров для которых он специально написал Восхваление нового рыцарства, считая рыцарей необходимой силой для успеха движения крестоносцев.

Во главе Ордена

В конце Второго крестового похода Эверар де Бар сменил Робера де Краона на посту Магистра Ордена Храма Иерусалимского, а затем оставил эту должность (1152-1153) уже назначенному Бернару де Тремеле, чтобы предаться созерцательной жизни на Западе, в местечке Сито, где Роберт Молезмский заложил основы цистерцианства.

Можно предположить, что решение Эверара де Бара явилось результатом драматического внутреннего конфликта между желанием воинского служения Христу, идеологическая мотивация которого была искусно разработана св. Бернаром, и стремлением следовать евангельскому посланию, призывавшему к смирению, терпимости и, прежде всего, ненасилию, о чем свидетельствовал сам Христос на протяжении всей своей земной жизни. Возможно также, что окончательный выбор в пользу традиционной монашеской жизни был вызван горьким и ранним разочарованием при виде непреодолимой пропасти между идеалами, выраженными св. Бернаром в Восхвалении нового рыцарства, и реальностью, с которой Мастеру Ордена тамплиеров приходилось сталкиваться каждый день.


Аббатство Три фонтана — центр цистерцианской реформы (старинная гравюра). Отсюда начал свои путь Евгении III, который к моменту избрания на Папский престол был его аббатом. Принадлежностью к одному и тому же Ордену можно объяснить общность целей папы и Бернара Клервоского.


назад далее