Основание Ордена тамплиеров

Чтобы лучше понять для чего и каким нуждам отвечал Орден Храма, надо вернуться вспять к Святому Граду Иерусалиму — и бросить взгляд на Латинское королевство крестоносцев.

Первый крестовый поход, провозглашенный Урбаном II двинулся на Восток в 1096 году. Первоначально это был стремительный поток поломников, поднятый энтузиазмом Петра Пустынника. Отправившись дорогами Венгрии и Византии, они самым плачевным образом погибли на берегах Босфора. За этой беспорядочной толпой следовала армия крестоносцев прибывших из Франции и Фландрии во главе с Готфридом Бульонским и его братом Бодуэном (Балдуином). По дороге к ним присоединились: Роберт Нормандский и Роберт Фландрийский, Раймунд де Сен-Жиль из Тулузы, а так же Боэмунд и его племянник Танкред.

После длительных переговоров с византийским императором крестоносное войско прошло через Константинополь, пересекло Малую Азию, осадило Антиохию и в июле 1099 г. приступом взяло Иерусалим.

Готфрид Бульонский отказался от королевской короны, приняв скромный титул "Защитника Гроба Господня". Но после смерти Готфрида в 1100 г. его брат Бодуэн наследовал ему как король Иерусалимский и управлял делами королевства "с великим мужеством и умом". К моменту его смерти в 1118 г. Всточное королевство еще ограничивалось узкой полосой земли, по побережью от Антиохии до Яффы и расширялось на севере, образуя графство Эдесса, в то время как на крайнем юге, по ту сторону Мертвого моря в земли Египта врезался замок Крак де Монреаль — цитадель Заиорданской синьории, прибрежные же города Аскалон и Газаоставались в руках каирских сарацин. Толпами прибывали поломники и арендаторы-колонисты, но не смотря на наплыв нового населения, нехватка воинов чувствовалась всерьез. Поражение посланного в 1101 г. крестового похода лишило Палестину 100 тыс. иммигрантов убитых или плененных в Анатолии.

"И в то время, как все на свете сословия, богатые и бедные, девушки и юноши, старики и дети торопились к Иерусалиму, дабы посетить святые места, разбойники и воры наводнили дороги и захватывали поломников, грабя великое множество и убивая многих из них."

Именно покровительству этих путешественников посвятил себя около 1118 г. некий шампанский рыцарь по имени Гуго де Пейен с с маленькой группой соратников. Эти "Бедные рыцари Хрита" могли бы пребывать в безвестности, если бы к 1126 г. не приняли в качестве собрата графа Гуго Шампанского. Гуго Шампанский не покидал больше Святую Землю где и умер в 1130 г., но вполне можно предполагать, что именно он стал связным звеном между Гуго де Пейеном и св. Бернором Клервоским, который сразу же проникся горячей дружбой к магистру Бедных рыцарей и призвал Папу, легата и архиепископов Реймсского и Сансского собрать "Собор".

Когда штаб-квартира тамплиеров находилась около Соломонова храма, они пользовались подземными конюшнями на территории храма (так называемыми "конюшнями Соломона"). Пилигрим XII века Теодорик писал о "чудесном мастерстве", с которым были построены эти конюшни, и уверял, что в них можно было разместить десять тысяч лощадей.

В конце 1307 года в этой крепости укрылись арагонские и каталонские братья после того как арагонский король Хайме II отдал приказ об их аресте. Во время годовой осады катапульты тамплиеров нанесли немалый урон городу, расположенному около замка..

Большинство рыцарей, вступавших в орден тамплиеров во Франции, никогда не воевали на Востоке, подобные же картины напоминали им о главной цели ордена.

В 1127 г., Гуго де Пейн и некоторые его товарищи отправляются- на Запад, где они были приняты с триумфом. В следующем году папа собирает совет в Труа, где находился двор графов Шампанских, сюзеренов Гуго, под духовным руководством самого святого Бернара. На этом совете тамплиеры были официально признаны членами общества одновременно военного и религиозного; по этому случаю Гуго де Пейн получает звание "великого магистра" общества монахов-солдат, мистических воинов, которые, соединяя строгую монастырскую дисциплину с военным пылом, близким к фанатизму, образуют, говоря языком того времени, "воинство Христово".

Наконец, святой Бернар с энтузиазмом утверждает устав и правила нового ордена, простые и строгие, похожие на устав и правила цистерцианцев. Тамплиеры должны быть привержены бедности, целомудрию и послушанию. Они должны стричь волосы, но не брить бороду, которая яглялась отличительной и легко узнаваемой чертой в ту эпоху, когда большинство мужчин брились; что касается пищи, одежды и других деталей повседневной жизни, то они отражали двойной, монашеский и военный, аспект их идеала. Все "рыцари Христа" должны носить одежду — рясу или накидку — белого цвета, которая станет потом знаменитым плащом, неотделимым от их имени и явно символичным: служитель Бога покидает жизнь мрачную, чтобы посвятить своему создателю жизнь, полную чистоты и света.

Устав предусматривает подробную административную иерархию и строго определенный свод законов: от обмундирования и использования ценностей, отданных в их распоряжение, до их поведения на поле битвы. Попав в плен, тамплиер не должен просить ни пощады, ни выкупа, но он должен биться насмерть; и ему разрешается отступать лишь в том случае, если число нападающих больше в три раза.

В 1139 г. булла папы Иннокентия II, бывшего монаха-цистерцианца из Клерво и протеже святого Бернара, дарует тамплиерам значительные привилегии: орден, находящийся под исключительной опекой Его Святейшества, может быть распущен только самим папой. Иными словами, впредь он становится независимым от любой власти — светской или церковной, принца, короля или прелата, политической или религиозной. Таким образом, орден Храма вполне мог стать в будущем международной автономной империей, государством, не отчитывающимся ни перед кем, кроме самого себя, — в этом вначале проявлялась их сила, но это было также весьма двусмысленно.

В течение двух следующих десятилетий, после совета в Труа, орден подвергается настоящей экспансии, как в отношении численности — ибо он привлекал младших сыновей всех знатных семей Европы, — так и в отношении богатства. Дары в виде денег, земли и других ценностей не переставали поступать изо всех уголков Христианского мира, так как вслед за Гуго де Пейном все рыцари были обязаны отдать ордену все, чем они владели. Вот таким образом, очень естественно и в короткий срок орден тамплиеров становится обладателем внушительных территорий во Франции, Англии, Фландрии, Испании и Португалии; вскоре к ним присоединяются земли в Италии, Австрии, Германии, Венгрии, а также в Святой Земле и на Востоке. Короче, ни один из Рыцарей лично не был богат, ибо он исполнял обет бедности, но от имени ордена они принимали все, что им приносили в дар. Это означает, что их богатство постоянно и значительно увеличивалось, тем более, что основой политики ордена было ни в коем случае не упустить деньги: он получает, но не дает, и к тому же свободен от уплаты церковной десятины. Так, когда в 1130 г. Гуго де Пейн возвращается в Палестину, он оставляет за собой под охраной новых рыцарей участки принадлежащей ордену земли, разбросанные по всей Европе.

В 1146 г., во время правления папы Евгения III, на белом плаще тамплиеров появляется красный крест с раздвоенными "лапчатыми" концами; и во втором крестовом походе, возглавляемом французским королем Людовиком VII, они участвуют под этим знаменитым и прославившимся знаком. Этот крест из алой материи, расположенный слева, над сердцем, папа утверждает в качестве герба; этот "триумфальный знак" станет для них "щитом, чтобы они не обратились в бегство перед неверными"; впрочем, рыцари никогда не бежали и всегда показывали себя достойными своей репутации, гордыми до спеси, храбрыми до безрассудства, удивительно дисциплинированными, не находящими себе равных среди всех армий мира. Король Франции признался лично в одном письме, что если поход против турок, так плохо организованный и плохо проведенный, не обернулся полным крахом, то это только благодаря тамплиерам и им одним.

Прошло сто лет, в течение которых орден Храма становится могущественным поистине в международном масштабе. Он втягивается во все дипломатические акции, имеет дело со знатью и монархами различных дворов Европы, осуществляет свою власть в Святой Земле и в Англии, пытается помирить Генриха II Плантагенета с его архиепископом Томасом Беккетом; в лондонском парламенте он представлен своим великим магистром, который вместе с королем Иоанном Безземельным будет присутствовать при подписании Великой Хартии. Короче говоря, он заставляет весь Христианский мир прислушиваться к своему голосу более внимательно, нежели к голосам разных приоров и аббатов.

Таким образом, когда в 1252 г. Генрих III Английский осмелился бросить вызов тамплиерам и пригрозил им конфискацией имущества, от великого магистра последовал ответ, который своей смелостью заставляет поразмыслить о действительном могуществе ордена. Судите об этом по следующему диалогу:

"Вы, тамплиеры...- резко говорит король,- имеете столько свобод и хартий, что ваши безграничные возможности наполняют вас гордыней и наглостью. То, что вам было так неосмотрительно дано, должно быть предусмотрительно взято обратно, и то, что вам было по неосторожности пожаловано, должно быть продуманным образом отобрано". На эти слова последовала уничтожающая реплика великого магистра: "Что говоришь ты, о король! Неуместные слова твои больно слышать. Пока ты будешь справедлив, ты будешь царствовать; но если ты нарушишь справедливость, ты перестанешь быть королем!".

Однако, влияние тамплиеров не ограничивалось одним лишь Христианским миром, и несмотря на враждебность, проявляющуюся на полях сражений, они поддерживают тесные отношения с мусульманами. Они глубоко уважают сарацинских вождей и налаживают тайные связи с сектой хашишинов, собратьями по религиозному фанатизму; говорили также, что эти последние состоят у них на секретной службе и платят дань... Но это еще не все, так как к военным действиям, дипломатии и политическим интригам тамплиеры добавляют еще одну имеющую немаловажное значение деятельность-банковскую.

Благодаря прочной сети командорств — в XIII в. их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями,- покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам — то есть, все те операции, которые осуществлялись с большим риском и одними только итальянцами. Таким образом, положенные в одну из крепостей деньги можно было получить в другой по предъявлении квитанции с печатью ордена, которую ставили в момент вклада.

Монархи, принцы, частные лица, ювелиры и торговцы становятся клиентами и должниками этих новоявленных банкиров, первых "биржевых маклеров" нашей цивилизации и — а почему бы и нет? — изобретателями чеков, которыми мы сегодня пользуемся. Что касается огромной крепости, построенной ими в Париже, то она вскоре стала важным европейским финансовым центром, а ее казначей — значительным лицом в административной жизни французской столицы; он управляет королевскими финансами, а в отсутствие монарха ему поручается принимать деньги, приходящие из его владений.

Наконец, тамплиеры играют важную роль в интеллектуальной жизни эпохи. Открытые мусульманской и иудейской культуре, они были открыты новым наукам и новым идеям, также как и новым формам познания, и обладали монополией на самые лучшие и передовые технологии века. Оружейники, кожевники, каменотесы, топографы, архитекторы и военные инженеры, они принимают участие в создании карт, в прокладке дорог, в мореплавании. У них свои собственные порты, судостроительные верфи, а их флот — торговый и военный — один из первых, который начал использовать магнитный компас. Будучи солдатами, они получают самые различные раны и болезни, и поэтому они применяют наркотические вещества, содержат в своих собственных госпиталях собственных врачей и хирургов, и в качестве гигиенических материалов, а также против некоторых нервных заболеваний используют самые современные средства.

Вот краткое и в общих чертах изложение деятельности рыцарей Храма; они богаты, могущественны и умны, им удается все, что они предпринимают — качества, быстро порождающие грубость, жадность и развращенность. Увы, это как раз случай нашего "братства": выражение "пить" или "ругаться как тамплиер" датируются именно той эпохой и останутся навсегда. Настойчиво поговаривали и о более серьезных вещах: что орден принимает и отлученных от Церкви рыцарей... В то время как в Европе складывается вот такой двусмысленный образ солдат Христовых, положение в Святой Земле значительно ухудшается.

В 1185 г. Бодуэн IV Иерусалимский умирает, и во время последовавшей за этим событием сумятицы Жерар де Ридфор, великий магистр ордена, приводит франкское королевство в Палестине на порог гражданской войны. Кроме того, его легкомысленное отношение к сарацинам ускоряет прекращение уже давно заключенного перемирия и провоцирует возобновление вражды.

Новости
Бафомет — таинственное существо, которому якобы поклонялись тамплиеры. Признались они о этом правда, исключительно под пытками инквизиции. Тем не менее интерес к Бафомету пережил более чем 600 лет и принял много форм.
В видеогалерею добавлено видео "Тайны ордена Тамплиеров". Очень много интересной информации — как историчной, так и "мифологической". Видео заставляет понастоящему задуматься. Документальный фильм состоит из 4 частей.

Информациязамена замков в железной двери

Видео Фото Литература
Роман немецкой писательницы знакомит с удивительной, таинственной и практически неизвестной читателям историей средневекового ордена тамплиеров. В 1314 году был сожжен на костре последний Великий магистр тамплиеров. Но осталась тайна ордена — такая недосягаемая и такая притягательная...