Суд над орденом тамплиеров

"Даже монахи должны работать, но рыцарям не следует слишком беспокоиться об этом, ибо они служат Господу, даже сражаясь."


В 1307 г. папа Климент V, под влиянием короля Франции Филиппа IV Красивого, вызвал Великого Магистра Жака де Молэ с острова Кипра, где находилась резиденция Магистров, под предлогом обсуждения плана нового крестового похода. Тот прибыл во Францию вместе с Конвентом, архивом и казной. А в пятницу 13 октября 1307 г. (по юлианскому календарю) по приказу Филиппа IV по всей Франции был произведен внезапный и одновременный арест всех тамплиеров, во главе с де Молэ и его Конвентом. 12-го Августа 1308 г. была издана булла папы, повелевавшая светским и духовным властям возбудить против Ордена рыцарей Храма судебное преследование. Арестованным были предъявлены обвинения в святотатстве, идолопоклонничестве и содомии. Полный список обвинений влючает 127 статей. Условно их можно разделить на 7 групп.

  • Отрицание святых, Девы Марии и Иисуса Христа как Спасителя. Утверждалось, что тамплиеры признавали Христа лже-пророком, от которого не исходит благодати. Кроме того, их обвиняли в надругательстве над крестом, а именно, в том, что они плевали на крест при посвящении в Орден, попирали его ногами и бросали на землю.
  • Идолопоклонничество, собенно поклонение некой голове.
  • Отвержение Святого причастия и пропуск в мессе слов ”Ecce enim corpus meum” (это есть тело мое).
  • Вера в то, что Великий Магистр и Высшие братья могут выслушивать исповедь и даровать отпущение грехов.
  • Поцелуй инициируемых в обнаженную плоть и другие обвинения в содомии.
  • Сбор богатств незаконным путем и растрата доверенных им средств.
  • Проведение секретных и охраняемых собраний, раскрытие тайны которых каралось смертью.

Таковы были основные обвинения.

В результате следствия было неопровержимо доказано, что рыцари Ордена впали в ересь, отказались от поклонения Христу и создали внутри Ордена тайный внутренний круг, исповедовавший некую таинственную религию.

В итоге, 2 мая 1312 года папской буллой Орден рыцарей Храма был преден проклятью и обречен на уничтожение.

Через семь лет после ареста, 19 марта 1314 г. Великий Магистр Жак де Молэ и Процептор Нормандии Жофруа де Шарне были преданы бескровной казни. Их сожгли на Еврейском острове в Париже. Перед смертью Великий Магистр успел проклясть Филипа IV, папу Климента, руководившего следствием Канцлера Гийома де Ногарэ, предсказав их смерть в течение года, а также проклял весь королевский род до тринадцатого колена. Как известно из учебников истории эти проклятия сбылись.

Анализируя обвинения и материалы следствия мы обнаруживаем немало странностей в этом деле. Удивительно, но с самого начала следствия большинство допрошенных не отрицали ни отречения от Христа, ни плевка на распятие, хотя для того времени вряд ли существовало более страшное обвинение. Первый рыцарь, попавший на допрос к инквизитору Гийому Парижскому 19 октября 1307 года, Ренье де Л’Аршан до пытки показал, что при посвящении в Орден отрекся от Христа и плюнул на распятие.

24 октября 1307 на допросе у этого же инквизитора сам Великий Магистр Жак де Молэ показал, что, когда его принимали в Орден, он отрекся от Христа и плюнул, но не крест, а на землю рядом с ним. Позже, в 1308 году будучи вместе с Великим Визитатором Гуго де Пайрандо на допросе у трех кардиналов, специально посланных папой, Великий Магистр вновь признал отречение и святотатство, после чего повел себя довольно странно. Он попросил, чтобы допросу был подвергнут простой слуга из его свиты. Просьба была выполнена, и без пытки тот показал, что он тоже отрекся от божественной сущности Христа. После этого братьям было дано отпущение грехов они были допущены к Святому причастию и заточены в главной башне замка Кудре, одном из трех замков крепости Шинон.

Известны граффити на стенах этой башни, которые исследователи датируют временем заточения тамплиеров. Помимо прочего, граффити изоборажает распятие, на подножие которого изображены три группы точек, каждая по три точки, расположенных в виде треугольника. Смысл изображения до сих пор точно не установлен. Под распятием надпись “Я молю Господа о прощении”. Также весьма примечательно пылающее сердце, лучи которого повергают королевскую лилию.

С 11 апреля 1309 года по 26 мая 1311 года Большая следственная комиссия допросила 231 свидетеля, из которых тамплиерами (как рыцарями, так и приорами и туркополиями) были 225 человек и 6 свидетелей, не принадлежавших к Ордену. 107 человек без пытки признали отречение от Христа “устами, но не сердцем”, поцелуй в губы и копчик и попрание распятия при посвящении в Орден. 16 человек заявили, что ничего подобного при приеме в Орден не происходило. Двое признались, что им было предложено отречься от Христа, но они отказались. Поклонение черной кошке отрицали все и 219 отвергли обвинение в поклонение идолу в виде головы, якобы происходившее в момент посвящения и на заседаниях Капитула.

Кроме того, все свидетельствовали, что в клятве вступающего в Орден рыцаря ни разу не упоминается имя Иисуса Христа. Клятва приносится во имя "Бога, Госпожи Святой Марии и Господа Нашего". Если учесть, что в Ордене находили убежище многие еретики альбигойцы, то понятно, что им не составило бы труда принести подобную клятву, не идя на компромисс со своими убеждениями.

Показания по обвинению в создании тайного высшего ордена Храма, в силу специфики обвинения, могли дать не многие, а только те, кто принадлежал к этому высшему Ордену. Свидетельств на этот счет не много и полной картины они увы не дают.

Так во время процесса над английскими тамплиерами трое из них дали следующие показания: “В действительности в Ордене существуют два вида обряда посвящения. Первый происходит в момент принятия в Орден и не содержит в себе ничего предосудительного. Второе же посвящение может состояться лишь по прошествии нескольких лет, его удостаиваются лишь некоторые, и обряд этот держится в тайне”.

Также примечательны слова тамплиера Госерана де Монпеза, которые могут косвенно подтверждать существование тайного внутреннего круга в Ордене: “У нас есть три статьи, которые никто не узнает, кроме Бога, Дьявола и магистров”.

Таким образом, единственные обвинения, которые признали почти все, от рядовых братьев, до высших сановников Ордена, это отречение от Христа при посвящении и существование в Ордене тайного внутреннего храма.

Природу и смысл отречения объясняли по разному. Основная версия — испытание крепости веры неофита. Другой вариант — проверка готовности во всем слепо подчиняться воле старших братьев. Вероятно, что первый (т.е. дающийся при первом приближении) смысл этого обряда именно таков. Действительно по поведению кандидата можно было определить его настрой, систему ценностей и готовность его сознания к расширенному восприятию мира и новых знаний. Но на следующих этапах посвящения этот обряд обретал более глубокий сакральный смысл. Здесь проблема отречения и существования тайного Храма тесно переплетаются. Ибо очевидно, что из религиозно-мистической доктрины Тайного Храма вытекает практика применения и смысл обряда отречения.

Показания тамплиеров, полученные, кстати, до пытки подтверждают, что обвинение в создании тайного внутреннего круга небезосновательно. Но кроме показаний тамплиеров существует еще одно свидетельство существования такой структуры в Ордене, а именно — печать Тайного Храма. Печать выглядит очень своеобразно, как и все печати Ордена. То, что на печати Великого Магистра нет изображения креста — еще не повод для обвинения в ереси. Но то, что на печати Тайного Храма изображен Абраксас, может говорить только о приверженности владельцев этой печати гностическому учению.

В гностической традиции это имя космологического божества. История употребления прослеживается до Василида, гностика из Александрии (ок. 90 г. н. э.), у которого Абраксас становится центром всего учения. Согласно василидианской доктрине Абраксас — верховный глава небес и эонов, являющий в себе их полноту. Сумма цифровых значений букв его имени составляет 365, т.е. число дней года, а также число небес (совокупность мирового пространства) и число эонов (совокупность духовного пространства).



Семь букв имени подчеркивают смысл исчерпания моментов бытия, совершенной полноты. Иконографический образ Абраксаса — тело человека с головой петуха (предвидение и бдительность), в одной руке у него щит, в другой — плеть (Мудрость и Власть). Из тела вместо ног вырастают две змеи — Нус и Логос (внутреннее чувство и быстрое понимание).

Не рискну утверждать, что это изображение на печати однозначно свидетельствует о приверженности Василидианскому учению, тем более, что большинство исследователей определяет тамплиерское учение как более близкое к офитскому.

Но надо признать, что Абраксас однозначно ассоциируется с учением Василида еще с первого века нашей эры.

Кроме того, интересная деталь. Василидиане не признавали распятия. По их представлениям, Христос не был распят на кресте. Он, обладая лишь кажущимся телом, отлетел на небо, оставив злобе иудеев Симона Киринейского, который и был распят вместо Христа. Таким образом, утверждали василидиане, кровь мучеников льется не за Христа, а за Симона Киринейского. А потому, отречение от Распятого вовсе не грех.

Параллель с тамплиерским обрядом отречения напрашивается сама собой. Возможно, василидианские представления, распространенные тогда на Востоке, послужили поводом для признания тамплиерами Христа лже-пророком и для отречения от него. Заметим также, что символика тамплиеровского тройного отречения от Христа, в таком случае естественно вытекает из тройного отречения апостола Петра, ибо Василид считал истоком своего учения Тайное Учение именно апостола Петра, который естественно пользовался большим почитанием у василидиан.

В основе тайной доктрины тамплиеров лежит, очевидно, идея возврата к первоистокам, очищения от ложного знания, восстановление утраченного единства, как в религиозном плане, так и на социальном уровне. Деятельность Ордена по созданию единого государства на территории тогдашней Европы и части Азии имела своей целью реализацию идеи Синархии. Более того, при приеме в Орден, вместе с неофитом, членами Ордена становились все его родственники и потомки. Таким образом Орден, рыцари которого были связанны обетом безбрачия создавал тамплиерские династии, родовую знать Ордена вне государственных рамок.

Единство — соединение компонентов в первоначальном гармоническом виде, эта идея свойственна всем гностическим учениям. Таким образом, доктрина Тайного Храма базировалась на гностическом учении Василида, но только базировалось, служа, видимо, его продолжением и развитием.

Еще раз отметим, что первые следы тайного отречения и создания внутреннего круга в Ордене относятся к концу XIII — началу XIV веков, когда Орден покинул пределы Палестины.

Введение нового Обряда приписывают некоему Ронселену де Фо, которого на допросах тамплиеры называют Великим Магистром. Так, процептор Пуату и Аквитании Жофруа де Гонвиль на допросе у королевских комиссаров заявил по поводу отречения: “Некоторые утверждают, что это было одним из гнусных и растленных нововведений магистра Ронселена”. Свидетель Гуго Сиран утверждал, что в Ордене существует тайная иерархия и Тайный Устав, написанный магистром Ронселеном. Наконец в 1877 г. в архиве Великой Ложи в Гамбурге был обнаружен экземпляр текста Тайного Устава, содержащего слова “Здесь начинается Книга Огненного Крещения, или Секретный Устав, составленный для утешившихся братьев магистром Ронселенусом”.

Однако в полном списке Великих Магистров, коих, как известно было ровно 23, имени Ронселена де Фо не встречается. Это дает право предполагать, что в Ордене действительно существовала параллельная Тайная Иерархия. Более того, явные руководители Ордена не входили в эту иерархию. То есть, последний Великий Магистр Жак де Молэ не был Великим Магистром Тайного Храма и, вполне вероятно, не был посвящен в его высшие тайны. Тем более, что в его показаниях явно звучит интонация человека руководимого. Он, как и большинство других братьев дает самые расплывчатые показания, более сводящиеся к предположениям. Кто руководил Тайным Храмом в действительности, кто такие Высшие Братья, о которых постоянно говорят тамплиеры на допросах, скорее всего, останется тайной, так же, как останется тайной в чем же точно заключалось учение Тайного Храма. Можно лишь с достаточной долей уверенности предполагать, что это было синтетическое учение на базе василидианского гностицизма в сочетании с некоторыми восточными мистичекими традициями, вероятнее всего, манихейством.

Несомненно, Орден рыцарей Храма является одним из источников, из которых черпала свою мудрость масонская традиция. Выдвигается много версий о путях преемственности между Тамплиерами и Вольными Каменщиками. Я рискну предположить, что после разгрома Ордена многие рыцари, послушники и туркополии были вынуждены искать свое место в миру. Очевидно, что архитекторы и каменщики Ордена обрели пристанище в строительных цехах того времени. Памятуя о том, что туркополии составляли большую часть Ордена, можно представить насколько они пополнили ряды зодческих мастерских. Кроме того, как упоминалось выше, ВСЕ члены Ордена проходили обряд посвящения и нигде не сказано, что только братья-рыцари составляли Тайный Храм. Вероятно какая-то часть архитекторов и каменщиков тоже принадлежала к Секретному Кругу. И тем более вероятно, что попав в среду мирских строительных цехов бывшие тамплиеры не дали пропасть своим знаниям и передали часть их в обрядово-символической форме своим новым братьям.

Однако, это лишь предположение. В заключение, я хотел бы привести выдержки из письма первого Великого Магистра Гуго де Пайена, обращенного к братьям-рыцарям, оставшимся в Иерусалиме, когда тот вместе с Андре де Монбаром отправился в Европу в 1126 году для набора новых людей в Орден. Мне кажется, что некоторые положения этого письма близки по духу не только каждому Вольному Каменщику, но и любому человеку свободному и добрых нравов. Великий магистр обрисовывает 7 положений:

1. Дьявол постоянно пытается ослабить дух тамплиеров, и с ним нужно постоянно бороться всеми средствами;

2. Хотя военная природа Ордена публично не ставилась под вопрос, рыцари должны видеть себя в первую очередь монахами, а уж затем воинами;

3. Лучший способ бороться с дьяволом — смирение, ибо не помогут ни нарядные одежды, ни высокий титул;

4. Христианина не может возвысить титул либо одеяние — соответственно, не следует их добиваться;

5. Даже монахи должны работать, но рыцарям не следует слишком беспокоиться об этом, ибо они служат Господу, даже сражаясь;

6. Чувство долга и упорство — два качества, которые помогут тамплиерам в их задачах;

7. Свободное братство и работа в нем — вот путь к спасению.

Новости
Бафомет — таинственное существо, которому якобы поклонялись тамплиеры. Признались они о этом правда, исключительно под пытками инквизиции. Тем не менее интерес к Бафомету пережил более чем 600 лет и принял много форм.
В видеогалерею добавлено видео "Тайны ордена Тамплиеров". Очень много интересной информации — как историчной, так и "мифологической". Видео заставляет понастоящему задуматься. Документальный фильм состоит из 4 частей.
Видео Фото Литература
Автор книги М.Лобе следует за чередой взлетов и падений знаменитого ордена, стремясь ответить на сакраментальный вопрос — были ли тамплиеры на самом деле виновны в вероотступничестве, или же просто стали жертвой корыстолюбия и сговора французского короля и Папы Римского.