Сокровища тамплиеров
В Перу есть баснословные клады, где дремлют сокровища инков, в океане лежат затонувшие галионы. Франция хранит в развалинах старых замков "несметные сокровища тамплиеров". Рассказы о кладах знаменитых рыцарей страшны и необычайны. Они связаны и с нашей историей, и с легендами, и с оккультными науками. Говоря о них, положено напускать на себя таинственный вид и произносить кабаллистические слова: "Бафомет... Крест Восьми Блаженств... Охрана тайных сил..." Клады орошены кровью героев, их места помечены непонятными знаками и запечатаны печатями, растопленными на сатанинском огне.
Говоря о сокровищах тамплиеров, оккультист обязательно воскликнет: "На них заклятье! Их защищают потусторонние силы! Добыть их может только член ордена Храма или тот, кто посвящен в тайные познания Ордена..."
Вся эта напыщенная галиматья, разумеется, рассчитана на простаков и не имеет никакого смысла. Никакие потусторонние силы сокровища тамплиеров не охраняют. Но обряды и символы, с которыми их хоронили, действительно связаны и с тайнами, и с оккультизмом.
Как же иначе? Ведь рыцари Храма не только отважно сражались. Они еще любили водиться с потусторонним миром, развлекаться с квадратурой круга, тайными знаками, символами и иероглифами — одним словом, любили все таинственное. Вот почему они не просто помещали свои сокровища в какой-нибудь погреб или нишу в толстой стене, а изобретали невероятные хитрости и чтобы спрятать клад, и чтобы найти.
Конечно, это наша личная точка зрения. Мы вовсе не хотим переубеждать тех, кто верит в чудеса, в сверхъестественное, потустороннее, в привидения и огнедышащих драконов, сторожащих сокровища. Нет, Боже упаси! Наоборот, мы думаем, что без веры в чудеса и сверхъестественное и жить-то нельзя. Эти загадочные цветы жизни для души так же необходимы, как рассудок для разума, как сновидения для сна, как вьющиеся розы и хмель для стен старых домов, тех домов, где так славно жить, где толстые стены еще не разучились скрывать древние клады...
Словом, всякий должен ощутить таинственную силу, охраняющую клады: это так здорово! Но если вы случайно найдете какой-нибудь тамплиерский клад, который сторожит призрак, обязательно дайте этому призраку дружеского пинка и скажите, как человек из анекдота крокодилу на веревочке: "Отвяжись, а то проснусь, и тебя не станет!".
Впрочем, призраки рыцарей Храма все, конечно, скончались. Наука ведь установила, что привидения стареют и умирают. Ни один призрак старше начала нашей эры уже давно не пристает к людям.
Но шутки в сторону. Тамплиерские клады вправду существуют, и найти их ничто не мешает. Кроме, конечно, технических сложностей.
Нам показалось интересным изложить этот предмет, воспользовавшись методом крупного специалиста, археолога и дешифровщицы г-жи де Грация, которая увлеченно занимается тайнописью тамплиеров. Поиски привели ее в здание бывшего тамплиерского гарнизона, каким-то чудом оставшееся невредимым, хотя и превращенное теперь в ферму. На этой ферме г-жа де Грация и нашла ключ к шифру, скрывающему тайну построек и тайников Ордена.
Те, кто любит разгадывать загадки, могут поломать голову над следующими строчками. Они написаны по-латыни на фронтоне бывшего гарнизона. Г-жа де Грация перевела их на французский:
Построй сие тайное жилище
мерою трижды стократ
против матричной меры в длину-долготу,
пятижды десятикрат в ширину-широту,
трижды в толщину-глубину.
Тою же мерою мерь Круговое Пространство,
коего верхняя часть доступна Свету.
Растянув же его в противную сторону,
отстрой то, что внизу, дважды и трижды.
Г-жа де Грация уверяет: чтобы разгадать знаки, нацарапанные на стенах старых зданий, где тамплиеры прятали свои богатства, надо понять эту абракадабру.
Тамплиерские клады появились 5 октября 1307 года, когда король Филипп Красивый устроил чудовищную облаву, приказав схватить всех рыцарей Храма, находившихся во Франции. У разорившегося короля было много причин желать покончить с их могуществом. Тамплиеры становились опасны для королевской власти; их тайные Обряды пугали и соблазняли многих католиков; наконец, и в первую очередь, короля неодолимо тянули тамплиерские богатства.
Орден владел девятью тысячами замков только в христианском мире. Состояние тамплиеров было безмерно: тут и многочисленные привилегии, и непрестанные пожертвования, и дань, которую храмовники много веков собирали с мусульман (поговаривали, что и с христиан). Скорее всего, к XIV веку орден действительно потерял свою первоначальную веру, погряз в материальных интересах, в коррупции, а может быть, и в кощунстве. Есть сведения, что планы ордена шли далеко, так что арест тамплиеров, возможно, был поворотным событием в судьбах мира.
Как бы то ни было, Филиппу Красивому удалось порядком пополнить казну за счет своих жертв. Но многие сокровища были спрятаны и не стали добычей алчного короля. Говорят, будто папа Климент V за несколько дней тайком предупредил членов Ордена о готовящейся операции французского двора.
Итак, возможно, что казна ордена тамплиеров спрятана в надежном месте. Вполне вероятно и то, что хранится она в тайниках, доступных только посвященным. Тамплиеры любили архитектуру, тайнопись, символику. Они прятали свои клады е особыми обрядами, а место их захоронения обозначали особыми знаками. Так надо полагать. Но увы! Мы ничего точно не знаем ни об этих обрядах, ни о смысле знаков.
Когда великий магистр Жак де Моле понял, что король готовится полностью уничтожить Орден, он принял меры, чтобы сохранились "предания и высокие фундаментальные знания". Магистр знал, что его племянник, молодой граф Гишар де Боже, стремится вступить в Орден. Он вызвал Гишара к себе в темницу и посвятил в рыцари. Затем Гишар отправился в Тампль отыскать в одной из гробниц в усыпальнице великих магистров треугольный хрустальный ларец в серебряной оправе. Выдержав это испытание, он дал клятву сохранить Орден и был посвящен в его тайны.
Моле рассказал племяннику, что в треугольном ларце хранится великая реликвия — указательный палец Иоанна Крестителя, — и поведал другую тайну, еще более удивительную:
В гробнице графа де Боже, прежнего великого магистра, покоятся не его останки, а орденский архив. Там же находится множество реликвий и сокровищ, которые я вывез из Святой Земли, отобрав у неверных: корона иерусалимских королей, семисвечник царя Соломона, четыре золотых фигуры евангелистов из храма Гроба Господня. Но сокровищница тамплиеров не там, а в двух колоннах на хорах Тампля при входе в усыпальницу. Колонны полые, а их капители поворачиваются на шарнирах. В них-то и сокрыты великие богатства, накопленные Орденом.
Сказав все это, Моле взял с Боже клятву, что тот спасет драгоценности и "сохранит до конца света", поцеловал его в последний раз и стал готовиться к смерти.
Моле сожгли заживо. Новый великий магистр воссоздал орден "великих архитекторов" и стал думать, как лучше спрятать сокровища храмовников. Он попросил у короля Филиппа дозволения похоронить своего дядю Гийома в другом месте. Разрешение было дано. Гишар с помощью братьев по Ордену высыпал из колонн Тампля все золото, серебро и драгоценные камни, наполнил ими гроб плюс еще несколько сундуков и все перевез в место, известное лишь посвященным.
Так говорят предания, а вслед за ними некоторые историки. Ясно одно: казну тамплиеров из Тампля куда-то перевезли. Но куда — вот вопрос!
Иные говорят, что на Кипр, где имел пребывание архимандрит или патриарх Ордена с великим капитулом. Если так, сокровище находится в Лимасоле. Но есть другая гипотеза, по которой клад скрыт во владениях Боже в Провансе: не в самом Боже, полностью разрушенном во время Революции, а в вассальном замке Аржини..
Представьте себе средневековое феодальное хозяйство: замок со стенами и башнями, хозяйственные постройки, подъемный мост над глубоким рвом: таков Аржини. Всюду чувствуется густой аромат загадок, чар и сокровищ... да, да, сокровищ!
Владелец такого замка гордится своими кладами. Оно и понятно: легенда о них оживляет эту мрачную груду старых камней и кирпичей — красных, желтоватых, серых, мшисто-зеленых...
Главная башня Аржини построена из кирпича. В ней восемь окон, почему она и называется башня Восьми Блаженств (или еще Алхимической башней).
Название Аржини одни производят от Argine — дама треф, повелительница сокровищ (анаграмма слова Regina), другие связывают его с argyros — серебро. В Аржини, по преданию, находится главный клад — несметное богатство тамплиеров: золото, серебро, самоцветы, а кроме того, инвентарь оккультных опытов, архивы с ценнейшими документами...
Замок расположен на территории коммуны Шаранта. Его владелец, граф Жак де Розмон, — образованный дворянин; вероятно, он имеет высокую степень в одном из рыцарских орденов. Отец графа весьма интересовался поисками сокровищ в своем замке.
В 1950 году нынешнего владельца посетил некий загадочный полковник из Англии, посланный, как думают, каким-то британским обществом оккультистов. Он предложил купить замок за огромную сумму: сто миллионов франков. Г-н де Розмон решительно отказался.
В 1952 году г-жа де Грация изучила таинственный замок на месте и заявила:
Я убеждена, что казна тамплиеров находится в Аржини. Я обнаружила здесь знаки, указывающие на главный клад. Они начинаются от герба над входом и ведут в Алхимическую башню. В башне самые главные указания. Я нашла там египетский знак, указывающий, что здесь сокрыто как духовное, так и материальное сокровище.
Изысканиями г-жи де Грация заинтересовался парижский промышленник г-н Шампьон. Он организовал раскопки под руководством магистра оккультных наук Армана Барбо и писателя Жака Брейера, специально изучающего мистику тамплиеров. У Брейера есть любопытная манера обозначать Аржини знаком доллара ($). Это очень древний знак, имеющий, видимо, большое значение в там-плиерской символике, а возможно, и в тайнописи.
Удивительна связь этого обозначения со словами Аржини (Аргина) и сокровищем! Что это, совпадение, или предшественниками Жака де Моле руководил какой-то тайный умысел? Во всяком случае, уже по одному этому Аржини должен играть важную роль в драме тамплиеров.
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ТАМПЛИЕРОВ
Золотое число = 1.618
Мера тамплиеров — священный локоть
Условные знаки тамплиеров, начертанные на стенах, дают указания на тайники
Итак, вначале тайну Аржини пытались разгадать адепты оккультизма. Один свидетель оставил описание этих диковинных опытов:
"Арман Барбо и Жак Брейер начали работу. Брейер тогда был убежден, что сокровище Аржини — не что иное, как философский камень. Барбо с Брейером по ночам стали вызывать духов в башне Восьми Блаженств. Им явилось одиннадцать тамплиеров, которые объявили себя хранителями сокровища; они общались с ними на языке условных стуков. Жак Брейер — вдохновитель дела — поставил в башне клетку с голубем: когда загробный мир выходил на связь, голубь бил крыльями.
Все свидетели ясно слышали одиннадцать четких тяжких ударов: как будто кто-то тяжелый колотился всем телом об стену. Обман был решительно невозможен: никакая лестница не могла достать до верхушки башни. Стук звучал в ночной тишине, между полуночью и двумя часами ночи.
Вообще-то звуков ночью было много: квакали лягушки в прудах, пели соловьи, лаяли собаки, мяукали кошки... Но едва раздавался первый стук, все животные удивительным образом замолкали. Когда же общение с духами заканчивалось, ночные шумы возобновлялись.
Иногда одиннадцать тамплиеров отказывались разговаривать вовсе, иногда говорили нечто невнятное и ни в коем случае не соглашались отвечать, где лежит клад. Через собственного медиума Барбо узнал, где вход в подземелья замка, и послал туда рабочих. Но приступить к делу все время что-то мешало: то г-на Шампьона неожиданно отзывали дела, то у самого Барбо умер родственник, то рабочие, побросав кирки с лопатами, без всяких объяснений куда-то исчезли...
Но однажды Жак Брейер возгласил:
Готово! Есть контакт! Тамплиеры согласны говорить!
Большой спиритический сеанс состоялся в ночь на Иванов день. Барбо через медиума вошел в общение с хранителями клада. Загипнотизированный медиум произнес такие слова:
Я вижу, как на меня по какому-то желобу движется большой сундук. Человеческая рука в железной перчатке опускается в сундук, достает золотые монеты. Вот на столе уже большая груда. Рука черпает дальше. К золоту жадно тянутся другие руки... ужасные лапы, с когтями, покрытые шерстью... Человеческая рука убирает монеты обратно в сундук. Во главе хранителей клада — рыцарь в гробу. Его мраморная статуя разговаривает, но он продолжает недвижно лежать в гробнице. Он хочет выйти на свет. Для этого нужно устроить великий обряд и произнести семь заклинаний.
Жак Брейер решительно отказался устраивать такой опыт. Тогда медиум объявил:
Вы ничего не найдете. Духи-хранители сокровища намеренно обманывают вас. Они хранят клад для потомка тамплиеров, достойного продолжить их дело.
Неожиданно последовал театральный эффект: Жак Брейер сообщил, что духи признали в нем новое воплощение Жака дю Моле. Опять начались ночные бдения в Алхимической башне. Брейер вызвал Гийома де Боже, называл его "братец" и просил раскрыть тайну сокровища. Великий магистр и его духи остались глухи к мольбам. Брейер не угомонился. Он предложил призракам сделку: пусть прекрасная девушка зачнет, войдя в магический круг, чтобы Гийом де Боже воплотился в ее ребенке..."
К счастью, это соблазнительное предложение осталось без ответа Гийом де Боже и духи-хранители не поддались на них, и великий магистр по-прежнему лежит холодный и мраморный.
Передавая эти глупости, мы вовсе не отрицаем, что история сокровища связана с оккультными науками. Иначе и быть не может, потому что тамплиеры были завзятыми оккультистами. Кроме того, к замку Аржини, который и без того кажется идеальным укрытием для сокровищ Тампля, относится много странных совпадений.
Осталось только расшифровать оставленные знаки и потаенные указания. Точка зрения г-на де Розмона такова: Аржини действительно принадлежал Гийому де Боже и находился на дороге, известной только тамплиерам. Поэтому он был недоступен для войск Филиппа Красивого. Возможно, что сокровищницу Тампля действительно привезли сюда. Но нельзя бессистемно, наугад ломать древние стены поместья. Тут были кладоискатели-чародеи, все что-нибудь рушили и ничего не нашли. Точные данные можно получить только при помощи научных средств поиска.
Взгляд г-жи де Грация оптимистичней:
В Алхимической башне восемь окон, из них одно заложено. Надо бы разобрать эту кладку и посмотреть, куда упадет из окна луч света 24 июня. Этот луч должен сыграть важную роль: может быть, он укажет на камень, где записаны точные указания. Но, надо думать, ключ к загадке доступен лишь одному человеку, причем посвященному в орденские тайны.
Того же мнения держится и Жак Брейер. Несколько лет проведя в Алхимической башне почти в полном затворничестве, он предал гласности секрет Аржини в своей книге "Солнечные тайны". Вот слова, в которых этот секрет, как ему кажется, заключен:
"Тайные Сокровища под крепкой охраной: каждую дверь стережет дракон. Найти помогут Смирение, Бескорыстие, Чистота. Сии три ключа верны для того, кто верно их разумеет. Искусный возьмет Ф. Ф. (короля), но сей на воздусех. Сокровище истинное наверху. Почто блуждаешь, несчастный, выбиваясь из сил? Размысли: великое искусство есть свет".
Это можно перевести на человеческий язык примерно так: "Сокровища тамплиеров — в Аржини. Найти их может только тамплиер. Секрет клада Ф.Ф (короля или владычицы кладов Аргины) в башне Восьми Блаженств на уровне окон, нигде в другом месте. Солнечный луч из окна даст последний ключ (или: истинное сокровище — только Бог)".
Новейшие данные привели членов Клуба кладоискателей к заключению, что казна Тамплиеров — не в Аржини. Вообще говоря, ни один достоверный документ не связывает его с этим замком: все основано только на легендах и россказнях радиоэстезистов.
Знаки тамплиеров найдены в замке Барбезьер (Шаранта), где многие граффити на стенах дают интереснейшие указания. Правда, замок построен позднее XIV в. Но он выстроен на месте бывшего замка ордена тамплиеров, и ряд посвященных мог переносить знаки, указующие тайну клада, на новые камни до тех пор, пока не умер последний владелец плана.
Вокруг Барбезьера находились три больших тамплиерских гарнизона. Поблизости, в селении Линь, недавно нашли старое кладбище. Некоторые надгробья на нем указывают, что после гибели тамплиеров там еще долго стоял вооруженный отряд загадочного назначения. Вероятно, он был как-то связан с надписями Барбезьера и с охраной клада.
Есть другие места, где предположительно находятся тамплиерские клады: База, Дом сенешаля в Ажане, поместье Сен-Мартен-де-Ванс, куда за ним приезжал канцлер Аденауэр, кладоискатель по призванию. Историк Жан Мерселло полагает, что тамплиерские тайники могут быть обнаружены в поместье Рано в департаменте Эндр и Луара. Там есть "пещера золотого сосуда" и "пещера серебряного сосуда", навещаемые теперь только лисами да барсуками. Некогда же в каждой пещере стоял круглый сосуд, полный золота, и сосуд квадратный, полный серебра. Странствующие тамплиеры в случае нужды могли заходить в эти пещеры. Они брали ровно столько, сколько им было нужно, и вновь прятали сосуды согласно полученным указаниям.
Славу загадочного места, где укрываются сокровища ордена, получил и еще один замок — Валькроз в департаменте Вар. Если в Аржини на мысль о таинственном кладе наводит романтический пейзаж, необычная архитектура, начертанные на стенах знаки, то предания о Валькрозе переданы запутанными путями и на милом храмовникам птичьем языке.
Предания эти, надо сказать, лишь каким-то чудом вынырнули из времени и пространства, из какой-то забытой книги, где навсегда должны были бы упокоиться. За тысячи километров от родных мест они попали прямо в руки нужному человеку, который шел к ним извилистым, но, несомненно, предначертанным путем. Кто же его предначертал?
Вот подлинная история. Мы расскажем ее, не называя имен. Поставлено много интереснейших вопросов, но ни на один нет ответа.
Некто М., вынужденный покинуть Польшу в 1939 году, в 1947 находился в военном лагере в Англии. Там он встретил соотечественника, который направлялся в Аргентину. Тот показал ему старую книгу, написанную польским же автором Юрковским, она называлась "История рыцарского ордена тамплиеров" (Historya Zakonu Rycerskiego Templiariuszow. Wilna, Blumowitz, 1845).
"Книга, — рассказывал нам М., — чрезвычайно меня заинтересовала. Но, к сожалению, я смог только бегло ее просмотреть: владелец внезапно уехал и отказался продать мне ее".
Книга о тамплиерах напомнила господину М. историю времен его молодости, с которой и начинается рассказ о сокровищах Валькроза. Сам он неважно изъяснялся по-французски. Его жена записала для нас эту историю и все невероятные события, с ней связанные. Мы передаем записку дословно.
"Мой муж родился в Сибири, он потомок наполеоновского воина, который был ранен, остался в Польше и там женился. Его сын участвовал в восстании против царя. Его сослали в Сибирь, где он тоже женился и жил благополучно. Муж мой — внук этого ссыльного. Он вспоминает, как лет в четырнадцать рылся в дедушкиных книгах и натолкнулся на старый французский молитвенник. В книгу был вложен листок со следующим текстом (перевожу с польского):
"Под старым- замком Вальдекруа лежат сокровища Ордена тамплиеров. Иди туда, ищи. Истина и святой укажут тебе путь".
Муж точно сохранил в памяти эти слова. Но в перипетиях последующих лет ни книга, ни листок не сохранились. После революции вся семья вернулась в Польшу, а после ее разгрома в 1939 году мой муж тайно покинул страну и продолжал сражаться в рядах французской армии. В 1948 году он демобилизовался. Он мечтал лишь об одном: найти в тихом уголке Франции брошенную ферму, завести там хозяйство и спокойно дожить остаток дней.
Случай привел его в давно заброшенное имение Валькроз в пустынных горах департамента Верхний Вар. Там есть старый замок и много развалин. Место нам понравилось. Мы купили поместье и с величайшим трудом стали приводить его в порядок.
Мало-помалу некоторые любопытные совпадения напомнили мужу о попавшемся ему в Сибири листке и навели на мысль, что наш Валькроз и есть тот самый замок Вальдекруа, о котором там говорилось.
Во-первых, Валькроз действительно был некогда замком тамплиеров. Рядом находятся руины крепости, разрушенной войсками Филиппа Красивого.
Во-вторых, в замковой часовне находится картина, написанная в 1715 году: святой Целестин поклоняется лучу света, на котором написано: "Истина". Вот они — истина и святой в старом замке тамплиеров Вальдекруа!
Муж заинтересовался и передал план поместья радиоэстезистам..."
Ну а радиоэстезисты, конечно, начертили на плане подземные лабиринты, залы-переходы, карцеры-могильники и тайников с кладами целую кучу. Начали копать, дорылись до восьмиметровой глубины и ничего, само собой, не нашли.
По нашему мнению, если в Валькрозе и спрятано сокровище тамплиеров, чтобы найти его, надо подумать, а не копать где попало.
Предположим, что клад — не миф, что он действительно спрятан в Валькрозе. Тогда есть основания поверить, что тамплиеры записали его тайну на листочке, вложенном в Библию. Но подлинно ли это свидетельство? Иными словами, восходит ли оно к какому-то из рыцарей, который еще при Филиппе Красивом, ожидая ареста и королевского суда, решил облегчить поиски клада? Если нет, значит, и говорить больше не о чем.
Такое предположение скучно и бесперспективно. Поэтому давайте думать, что запись все-таки подлинна. А она ясно и точно указывает место: замок Вальдекруа. Но во Франции замка или другого места с таким названием нет. Что из этого? Из этого следует, что нет иного подходящего места для сокровища, кроме замка Валькроз; то же самое, только по-провансальски. Почему бы и нет? В конце концов, на Валькроз указывают и другие чудом сошедшиеся обстоятельства.
В записке сказано: "Иди туда, ищи. Истина и святой укажут тебе путь". Но М. попал в Валькроз случайно. Впечатление такое, что кто-то привел его туда, чтобы он выполнил свою миссию. М. не искал, но нашел "Истину и святого", которые могут указать путь. Не явный ли знак судьбы, эта говорящая картина? Почему бы не прислушаться к указаниям призраков, раз кругом одни чудеса?
Если мы принимаем правила этой игры, то приходим к заключению: М. и есть человек, которому предназначено обнаружить сокровища. Рука святого с картины, датированной 1715 годом, неминуемо проведет его через некие лабиринты к заветному кладу.
Но в замке Валькроз должны быть и другие знаки, их только надо уметь найти и разгадать!
В общем, похоже, что клад находится к востоку от изображения святого в таинственном здании "мерою трижды стократ против матричной меры в длину-долготу, пятижды десятикрат в ширину-широту". Там еще должно быть "Круговое Пространство, коего верхняя часть доступна Свету"...
Подлинно свидетельство о кладе в Валькрозе или нет, будет ли разгадана эта тайна, она в любом случае очень интересна и достойна таких мастеров тайнописи, как древние тамплиеры.
Замок Валькроз — древнее строение из дурного камня — разрушен более чем на три четверти и затерян в лесах: к нему далее нет проезжих дорог. Супруги М. влачат там весьма бедное существование и живут надеждой, которую трудно признать разумной. Но таинственные совпадения и очарование поиска поддерживают и вдохновляют их. В этих развалинах прячется сокровище... Они без колебаний верят в это и до смерти останутся верны мечте о том, что завтра сундуки с золотом и драгоценными камнями, конечно, вознаградят их за долгое ожидание...
Согласитесь, что в этом смысле над сокровищами тамплиеров и впрямь тяготеет заклятие.